Главная
 Новости сайта
 
Кунсткамера
 Чертежи
 Документация
 Советы бывалых
 Фото прототипов
 Фото моделей
 
Каталог
 Издательства
 Стихии
 
Контакты
 Форум
 Гостевая книга
 Чат моделистов
 Боевые товарищи
 Наша анкета
 
Разности
 Карта сайта
 Поиск по сайту
 ЧаВО (FAQ)
 Полезные ссылки
 Об авторах
 Написать нам

Последнее обновление:

Arado Ar-196 – корабельный разведчик и патрульный самолет

Летом 1936 года после начала испытаний "Хейнкеля" Не.114 стало ясно, что самолет не годится для замены устаревшего Не.60 в качестве катапультного гидросамолета. В результате Технический департамент подготовил задание на новый двухместный катапультный гидросамолет. В задании определялось использование двигателя ВМW-132К и применение одно– и двухпоплавкового шасси. Заказ получили осенью 1936 года "Арадо" и "Фокке-Вульф".

Традиционно считалось, что для создания небольшого поплавкового самолета требовалось использование бипланной компоновки. По такому пути пошел и Курт Танк, выбравший для своего Fw.62 схему классического биплана. Конструкторское бюро "Арадо", не отличавшееся до того времени особой оригинальностью, выбрало для своего проекта Аr.196 схему моноплана. Предварительный анализ проектов привел к тому, что Технический департамент отдал предпочтение последнему самолету, выдав "Арадо флюгцойгверке" заказ сразу на четыре опытных самолета. Для сравнения – "Фокке-Вульф" был заказан только в двух экземплярах в качестве дублера.

Первые два опытных Аr.196-V1 (заводской #2589 D-IEНQ) и V2 (#2590 D-IНQI) были закончены к лету 1937 года. Это были двухпоплавковые самолеты планируемой А-серии, а третий и четвертый Аr.196-VЗ (#2591 D-ILRЕ) и V4 (#2592 D-ОVМВ) относились к В-серии с одним основным и двумя подкрыльевыми стабилизирующими поплавками.

Опытные самолеты были оснащены двигателями ВМW-132Ds мощностью 880лс на взлете с двухлопастным винтом изменяемого шага. На Аr.196-V1 сначала стояли сдвоенные выхлопные патрубки, выведенные под левый борт. Позже они были сокращены по длине и разделены на левый и правый борт. Такой вариант стал стандартным. Аr.196-V2 отличался некоторой переделкой руля направления, получившего роговую компенсацию, и водяных рулей. Аr.196-VЗ отличался только поплавками. Аr.196-V4 отличался от последнего переделанными стабилизирующими поплавками с меньшим аэродинамическим сопротивлением и меньшим количеством подкосов. На нем также было установлено неподвижное вооружение для стрельбы вперед, хотя в задании оно не оговаривалось. Самолет получил две крыльевые 20мм пушки МG FF с 60 снарядами на ствол и 7,9мм синхронный пулемет на правом борту фюзеляжа с 500 патронами. Под крыльями можно было подвесить по одной 50кг бомбе SС-50.

Все четыре самолета испытывались в Травемюнде, где было решено окончательно выбрать тип поплавков. Гидродинамические характеристики поплавков исследовались в августе 1937 г в Геттингенском аэродинамическом институте, но ни эти испытания, ни последующие в Травемюнде не выявили явного предпочтения какой-либо из схем. Особой разницы между двухпоплавковым и однопоплавковым шасси в том, что касалось веса и воздушного сопротивления не было. Схема с центральным поплавком была более предпочтительней при посадке, особенно в неспокойную погоду, передавая нагрузку на конструкцию фюзеляжа, в то время как тряска при посадке на двухпоплавковое шасси передавалась, в основном, на крылья. Однако, двухпоплавковое шасси вело себя лучше при скоростной рулежке и на взлете. Кроме того, стабилизирующие поплавки имели тенденцию "окунаться", из-за чего самолет на взлете при определенных условиях был неустойчивым.

Так как никакого решения не было принято, "Арадо" получила указание готовить к серии двухпоплавковый вариант и одновременно построить третий опытный самолет В-серии для дальнейших испытаний в Травемюнде. Третий самолет В-серии – Аr.196-V5 (#0090 D-IРОВ) был закончен осенью 1938 года. Одновременно "Арадо" провела модернизацию Аr.196-V1 для установления международных рекордов в своем классе. На самолет был установлен новый более мощный двигатель ВМW-132К, трехлопастный винт изменяемого шага, фонарь кабины стал сглаженным и полностью закрытым, были и еще небольшие изменения. Но РЛМ предложило "Арадо" прекратить работу по соображениям секретности.

Серийное производство

Контракт на предсерийное производство охватывал выпуск 10 поплавковых Аr.196a-0 с двигателем ВМW-132К мощностью 960лс на взлете, 970лс на высоте 450 м и 750лс на высоте 1500 м. Конструкция поплавкового самолета была обычной для фирмы – сварной ферменный фюзеляж из стальных труб и обшивкой из легкого сплава в носовой части и тканевой – в хвостовой. Крыло двухлонжеронное цельнометаллическое. Все подвижные плоскости имели тканевую обшивку. Однореданные поплавки были разделены на семь водонепроницаемых отсеков, в которых находились 300 л топлива, спасательная лодка и аварийный запас провизии. Креплений для запуска с катапульты не было. Вооружение было сокращено до одного подвижного пулемета MG-15 на установке "Арадо" с 525 патронами и подвесок для двух 50кг авиабомб. Пустой и взлетный вес был 2015 и 2927 кг.

Первый Аr.196a-0 сошел со сборочной линии в ноябре 1938 г, и в начале 1939 г предсерийные самолеты проходили активные испытания. По их результатам были внесены лишь незначительные изменения, включавшие некоторое усиление конструкции и перестановку оборудования.

Необходимые модификации были внесены в серийную версию Аr.196a-1, 20 экземпляров которой были заказаны с началом поставок с июня 1939 г. Самолет был усилен и получил крепления для запуска с катапульты. Аr.196a-1 стал заменять Не.60 в течение лета в составе двух эскадрилий кригcмаринe, базировавшихся в Вильгельмcгафен и в Киль-Хольтенау и получившие обозначения "эскадрильи корабельных самолетов" 1./196 и 5./196. Самолеты этих эскадрилий размещались на кораблях кригсмаринe. Один из первых получил Аr.196a-1 "Адмирал Шпее", который в середине августа вышел на транспортные коммуникации в Атлантике. Другими кораблями, получившими Аr.196a-1 буквально за несколько недель до начала войны, были "Шарнхорст", "Гнейзенау", "Дойчланд" (переименованный в феврале 1940 г в "Лютцов"), "Адмирал Шеер" и "Принц Ойген".

С завершением серии из 20 Аr.196a-1 завод в Варнемюнде переключился на новый Аr.196a-2, поставки которого начались с ноября 1939 г. 20 Аr.196a-1 были закончены к концу 1939 года, но из-за плохой погоды заводские испытания прошли только несколько машин. Пустой и взлетный вес возрос с 2045 и 2957 на Аr.196a-1 до 2076 и 3180 кг на Аr.196a-2, который стал первой серийной моделью с двумя крыльевыми 20мм пушками и синхронным 7,9мм пулеметом. Производство самолета в Варнемюнде шло невысоким темпом – в течении 1940 года были выпущены только 98 машин в большинстве своем А-2, но было и несколько А-4, которые стали сходить со сборочной линии с конца 1940 года.

Последний вариант должен был заменить Аr.196a-1 в качестве катапультного самолета на борту кораблей, и нес вооружение аналогичное А-2. Имелись некоторые усиления конструкции. Самолет получил дополнительную радиостанцию FuG-16Z и отличался коком винта, который был ранее только на опытных машинах. Весной 1941 года А-4 был сменен в серии на Аr.196a-3, который имел практически такие же изменения в конструкции. В 1941 году завод в Варнемюнде поставил 97 самолетов, в большинстве своем А-З. Этот вариант стал самым многочисленным. В 1942 году головной компанией были поставлены еще 94 самолета, одновременно производство А-З началось на заводах SNСА в Сан-Назeре. Первый самолет был поставлен оттуда в июле. Всего до конца года выпуск французского завода составил 13 машин. Однако, после завершения еще 10 самолетов до марта 1943 года, завод в Сан-Назере вышел из программы производства самолета "Арадо". В этом году завод в Варнемюнде изготовил 83 машины.

В начале 1943 года на поток был поставлен новый Аr.196a-5, который имел улучшенное радиооборудование (FuG-16Z, FuG-25а, позже замененная на FuG-141), новые приборы и улучшенное оборонительное вооружение из спаренного 7,9мм пулемета МG-81J с 2000 патронами. Завод "Фоккера" в Амстердаме начал выпуск Аr.196a-5 летом 1943 года, выпустив 11 машин до конца года и еще 58 до августа 1944 года, когда производство было прекращено. Еще 22 Аr.196a-5 были выпущены в Варнемюнде до марта 1944 года. Всего, таким образом, было выпущено 526 машин, исключая 10 А-0 и опытные.

Кроме двухпоплавкового варианта Аr.196a "Арадо" выпустила в 1940-41гг небольшую серию однопоплавковых Аr.196b-0 для проведения испытаний. Эти самолеты недолго использовались в составе эскадрильи 1./196 в Вильгельмcгафенe в 1941 г. В том же году начались проектные работы над Аr.196c. Самолет должен был быть более аэродинамически чистыми иметь более совершенное оборудование и больший вес, чем Аr.196a, что потребовало разработку новых поплавков. Работы над ними были завершены в 1941 году в Институте морского флота в Гамбурге, но вскоре после этого работы над Аr.196c были прекращены.

Боевая карьера


Помимо упомянутых выше эскадрилий корабельных самолетов 1./196 и 5./196, которые были первыми оснащены Аr.196a, была сформирована 1-я эскадрилья 706-й группы береговой авиации смешанного состава на Аr.196А и Не.115. 5 мая 1940 года два Аr.196a-2 из этой группы, действуя из Ольборга в Дании, успешно провели захват британской подлодки "Сил" в Каттегате. Весной 1941 года Аr.196a-4 запускались с борта "Бисмарка" при попытке отогнать английские "Каталины", следовавшие за линкором во время его первого и последнего боевого похода. К середине 1941 года части с Аr.196 стали действовать еще более активно. Эскадрилья 5./196 базировалась на французском берегу Бискайского залива со своими Аr.196a и Не.114a, ведя охоту за британскими "Уитли" из состава берегового командования. Последние патрулировали на путях выхода немецких подводных лодок в океан. В качестве ответной меры англичанам пришлось применять "Бофайтеры".

Эскадрилья корабельных самолетов 1./196 оставалась в Вильгельмсгафене до 25 августа 1941, когда половина ее состава – 15 самолетов – была переведена в Ставангер, Норвегия, в состав V воздушного флота. Еще три самолета этой части действовали автономно под обозначением "Кетте Арадо". 1./Ku.Fl.Gr.706 была возвращена в Германию из Норвегии в августе 1941 года для перевооружения, но два полка дальней разведки получили Аr.196a: 2./SAGr-131 действовала в Норвегии, имея в своем составе и BV.138, а 2./SAGr-125 действовала на восточном фронте – на Балтике в составе I воздушного флота. Эскадрилья 5./196 позже получила обозначение 1./SAGr-128 и использовалась в качестве морских разведчиков в Бискайском заливе и над Ла-Маншем. Летом 1943 г была сформирована вторая эскадрилья 2./SAGr-128. Эскадрилья 1./196 оставалась в Норвегии до возвращения в Германию в 1944 году и была расширена до полка трехэскадрильного состава. К концу войны в Европе эта часть вновь была сокращена до одной эскадрильи, оставаясь все еще в составе Кригсмарине, как часть "воздушного дивизиона" в Гроссенброде. Сохранив смешенный состав из Аr.196a и BV.138, 2./SAGr-131 продолжала действовать с баз в Норвегии до 1944 г. В начале того же года группа получила еще и штабную эскадрилью на Аг.196. Оба подразделения были расформированы к концу года. Другая эскадрилья морской разведки с Аr.196a – 2./SAGr-125 действовала на Балтике в течении второй половины 1941 года вместе с другими эскадрильями полка на BV.138, пока не была переведена на Черное море в Констанцу. Вскоре после прибытия в Констанцу 2./SAGr-125 с Аr.196a-3 была переброшена в Аеджеан. Эскадрилья позже активно использовалась в восточном Средиземноморье. В сентябре 1943 года она была переименована в SAGr-126, действуя в составе полка с баз на Крите. С переименованием в сентябре 1943 года из 2./SAGr-125 в 4./SAGr-126, часть представляла собой полк четырехэскадрильного состава из штабной, 1-й, 2-й и 4-й эскадрилий на Аr.196a и З-й на BV.138. Этот полк действовал в восточном Средиземноморье и на юго-востоке Европы весь 1944 год, пока в начале 1945 года штабная, 1-я и 2-я эскадрильи не были переброшены на северный сектор Восточного фронта в состав VI воздушного флота.

Сравнительно немного Аr.196a было поставлено союзникам Германии. Румынии они состояли в 101-й и 102-й эскадрильях береговой разведки, действуя с конца 1943 года часто под прикрытием IАR-80 из 46-й истребительной эскадрильи. Аr.196a-3 использовались также в болгарской 161-й эскадрилье в Варне с осени 1942 года до лета 1944 г.

Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение – 1938.
Экипаж – 2.
Тип двигателя – 1 ПД ВМW-132К.
Мощность, л.с. – 1 х 960.
Максимальная скорость, км/ч – 330.
Крейсерская скорость, км/ч – 265.
Практическая дальность, км – 795.
Максимальная скороподъемность, м/мин – 415.
Практический потолок, м – 7000.
Размах крыла, м – 12,40.
Длина, м – 10,95.
Высота, м – 4,40.
Площадь крыла, м2 – 27,40.
Масса, кг:
– пустого самолета – 2337;
– нормальная взлетная – 3306.
Вооружение:
– 2 крыльевые 20-мм пушки МG FF;
– 1 неподвижный 7,9-мм пулемет МG-17 с 500 патронами для стрельбы вперед;
– 1 7,9-мм пулемет МG-15 на подвижной установке с 525 патронами;
– 2 50кг бомбы на крыльевых подвесках ЕТС-50.


Вернуться на страницу "Документация"
Hosted by uCoz